fc77b9e6

Чадаев Алексей - Диалог Первый, Гора, Диалоги С Теэтетом



Алексей Чадаев
_Диалоги_ _с_ _Теэтетом._
_Диалог_ _первый._ _Гора._
Москва, 2000. Теэтет, Алексей.
Теэтет: Я устал, Алексей. Это невероятно, но у нас в городе не было и
ничтожной доли той сложности, которую я проницаю у вас. Мы могли рассуждать
с Сократом о самых трудных областях, о знании, но это мне казалось целым и
цельным. Перерывая же горы вашей премудрости в словах и знаках, языках,
областях гнозиса, я вижу только эту гору слов и знаков и ничего в ней. Я не
могу понять, как вы ещё живёте, и как можно, имея с одной стороны столько
знаний, не иметь ни одного целого знания. Как можно судить о знании, имея в
уме лишь клочки и обрывки, выдернутые по произволу из этой горы, подобной
свалке некогда полезного мусора? Я уже в затруднении о том, стоит ли
благодарить богов за возможность узнать ваше знание, больше чем за шестьсот
олимпиад вами взращенное, или впору посыпать голову пеплом.
Алексей: Hе иначе, ты попросту обессилел, переоценив свою возможность проникнуть
в эти новые для тебя глубины. Должен признаться, я и так в восхищении. Я высоко
оценивал знакомую мне по книгам и книгам о книгах вашу мудрость, но не мог и
предположить, что у вашего познания есть сила для того, чтобы в короткое время
изучить новые языки, осознать и оценить столько новых понятий, да и вообще
что-либо понять у нас.
Теэтет: Да нет же, Алексей! Я вижу, что могу и дальше обымать эту гору столько
времени, сколько дадут мне боги, даже осознавая то, что и у самих богов не
хватит времени на то, чтобы её объять, ибо она бесконечна. Hо стоит ли обымать
гору, если знаешь, что это гора мусора, в коей могут, впрочем, попадаться и
жемчужины, также уже ставшие мусором. Ведь в вашем мире вовсе нет ничего
недоступного пониманию, кроме лишь целого, и в этом-то главное затруднение. Ваше
знание о целом не стоит выше других знаний, оно лишь одно из отделений знания,
таких же, как другие, а отделение не может познавать целое, поэтому такое знание
бессмысленно. Ваше знание о целом - наподобие игры: как дети делают из тряпок и
шерсти фигурки животных, так и вы в своем сердце делаете простые фигурки,
подобия познаваемых вещей, и думаете, что сделать так, чтобы эти фигурки были
более похожи на то, что они изображают - и есть взойти на высоты познания.
Алексей: А вы познавали иначе?
Теэтет: Знаешь, я отчего-то думаю, что иначе. Что мы исходили из какого-то
простого центра, задавая вопросы и проясняя неясные детали знания об отдельных
вещах, и этот простой центр вовсе не был только рядом первичных допущений,
который можно как раз считать похожим у вас и у нас. Этот простой центр и был
нашим знанием о целом, которое было прежде всякого знания. Он жил в нас и мы,
кажется, жили в нём, но это был не город, то есть не то, что вы называете
культурой, а нечто другое. Все мудрецы пытались назвать что-то этим центром,
первоначалом - каждый то, что ему больше нравилось - в этом мы и вы похожи.
Фалес - воду, учителя веры - бога, а ваш Маркс - материю, Hо вы, кажется, теперь
разуверились вовсе в самой возможности отыскания такого центра, последовав
окончательно Протагоровой мудрости, что человек сам по себе и есть мера всех
вещей, и сколько на земле людей, или их сообществ, столько и есть этих центров.
Отсюда и есть ваше знание, которое я так неучтиво наименовал горой мусора. Вы
выдираете из неё какие-то отдельные куски, склеиваете их и смотрите, что
получится. А потом вновь раздираете и склеиваете по-иному, и получается впрямь
нечто иное. Так и делаю



Содержание раздела